ОСТАННІ НОВИНИ

Бремя госбанков

За отсутствие реформы госбанков платят налогоплательщики. А иностранные инвесторы покидают рынок. // 21.09.2020

Уже почти пять лет на госбанки в Украине приходится более половины банковского рынка, и их доля продолжает неуклонно расти. Фактически правительству принадлежит банковская группа, занимающая доминирующее положение на рынке. Большая доля госбанков разве что в России и Китае. При этом три из четырех крупнейших банков страны, находящихся в управлении государства, малоэффективны и требуют постоянной подпитки ресурсами из госбюджета, фактически из кармана каждого украинца. Отсутствие честной конкуренции демотивирует международных игроков инвестировать в капитал банков в Украине. В результате украинцы не имеют привлекательных ставок на кредиты.

Сегодня в собственности государства: Приватбанк, Ощадбанк, Укрэксимбанк и Укргазбанк. И они же занимают в банковской системе первые четыре места по активам. В целом, по данным НБУ, на 1 июля 2020 года доля госбанков в чистых активах банковской системы составляла 54,3%. При этом они сосредоточили более 55% средств клиентов всех банков.

Напомним, что высокая доля госкапитала в украинском банковском секторе — следствие кризисов. В 2008 году она составляла по активам всего около 10%. А после кризиса 2008–2009 годов удвоилась и стала сопоставима с показателями Польши и Сербии. Однако с 2015 года она стремительно выросла до 50% и продолжает увеличиваться год от года, несмотря на регулярные обещания властей обеспечить противоположную динамику.

Ключевыми факторами стали национализация Приватбанка и переход многих клиентов в госбанки, ведь те воспринимались как тихая гавань в период финансовых кризисов и реформ банковской системы. В результате сегодня на финансовом рынке Украины сложилась явно ненормальная ситуация с доминированием госсектора.

Плохая компания

В мире существование банков, принадлежащих государству, является, скорее, экзотикой.

«Если посмотреть на долю банковского госсектора в целом по миру, то очень четко видна тенденция: чем более экономически развитая страна, тем меньше в ней доля госсектора. Список стран, где доля государственных банков наибольшая, включает в себя такие государства, как Алжир, Ирак, Сирия, а Украина ориентируется на более развитые западные рынки», — отмечает заместитель директора представительства ЕБРР в Украине Александр Павлов.

В регионе Центральной и Восточной Европы, состоящем из 18 стран, лишь госбанки Украины, Беларуси и России контролируют более половины финансового рынка услуг своих стран.

Известно, что именно банковская система имеет гораздо более низкий порог монопольного положения, чем другие отрасли экономики. Банк с долей 20% уже может задавать погоду на рынке, манипулируя процентными ставками или межбанковскими операциями.

По факту крупнейший банк Украины — Приватбанк — имеет долю в 28% активов всей банковской системы. Социальное значение банка еще выше. Приватбанк сосредоточил 32% кредитов и 32% депозитов физических лиц.

Господдержка неэффективности

«Вопрос не только в потенциальных нерыночных преимуществах на банковском рынке, но также в эффективности управления госактивами с целью получения максимальной отдачи и избежания вынужденной поддержки госбанков государством за счет налогоплательщиков. К сожалению, госбанки в этом пока не очень хорошо себя зарекомендовали за годы, предшествующие реформе, — отмечает Александр Павлов. — Превалирующее положение госбанков на рынке — это прежде всего элемент неэффективности, создающий дополнительные ненужные риски на банковском рынке в стране, которая является развивающимся рынком и у которой и так хватает элементов нестабильности».

Но главное, это дорого для всей страны, для каждого отдельного налогоплательщика, который, по сути, финансирует малоэффективные государственные банки, ошибки менеджмента или проблемные кредиты.

Причем «плохие» кредиты — это проблема не только старейших государственных банков, но и новичков госсектора. В 2016 году объемы неработающих кредитов государственных банков резко выросли именно за счет национализации Приватбанка. Многие выданные банком кредиты после национализации были признаны неработающими. Практически все они были зарезервированы на 100%, а нехватка капитала профинансирована за счет государства.

Из-за хронических убытков и проблемных кредитов госбанков правительство вынуждено постоянно увеличивать их капитал. Как правило, выпуская новые долговые обязательства. Только за 2014–2017 годы на увеличение капитала госбанков было потрачено 9 млрд долл. (эквивалент 9% ВВП Украины по меркам тех лет). В то же время на здравоохранение и образование из бюджетов всех уровней ежегодно суммарно расходовалось по 9% ВВП. То есть за счет средств, израсходованных на госбанки, можно было год содержать всю медицину и образование или же долгосрочно нарастить их финансирование минимум на 20%! При этом государственные банки еще и являются главными получателями рефинансирования НБУ.

«Всего с 2009 года на рекапитализацию, национализацию и прочие меры по спасению и поддержке госбанков Украины потрачены 15 млрд долл., — утверждает старший банкир, руководитель бизнеса финансового сектора ЕБРР в Украине Оксана Яворская. — Эта цифра не включает недополученные от Ощадбанка платежи в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ). А это и есть самая большая преференция госбанкам. Это отчисления в размере как минимум 0,5 и 0,8% от объема привлеченных банком гривневых и валютных депозитов ежегодно. По сути, речь идет о косвенной докапитализации Ощадбанка государством на значительные суммы. В связи с этим мы приветствуем и поддерживаем решение по включению «Ощада» в систему гарантирования вкладов до конца этого года».

Вместе с тем существуют и другие формы поддержки правительством госбанков. Например, с целью поддержки валютных нормативов в капитал госбанков в крупных объемах внесены индексированные облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Одновременно была принята норма, трактующая их как валютные активы.

По данным НБУ, сегодня 84% ОВГЗ в собственности отечественных банков находятся в портфелях именно государственных банков. Отметим, что из почти 400 млрд грн ОВГЗ в госбанках свыше половины — это капитальные ОВГЗ, то есть внесенные государством для капитализации банков. Тут возникает конфликт интересов и еще один источник неэффективности работы как банков, так и экономики в целом. По сути, государство как собственник банков кредитует само себя как заемщика.

Стратегия продажи

Еще в 2016 году Минфин в тесном сотрудничестве с международными финансовыми институтами подготовил стратегию развития банков госсектора. Главная задача стратегии — снизить долю госбанков путем их полной либо частичной продажи и повысить тем самым эффективность банковской системы.

Однако стратегия фактически не реализуется и остается только на бумаге. Пока никому не удалось разорвать порочный круг: новая власть, новый менеджмент госбанков, докапитализация за счет бюджетных средств. Все это вместо строительства новых дорог, школ и больниц.

Сложившаяся ситуация кажется выгодной всем, кроме налогоплательщиков. Государство и менеджмент банков не хотят принимать непопулярных решений. Олигархи, пользуясь возможностью, не погашают проблемные многомиллионные кредиты.

«Как и предусматривается стратегией развития госбанковского сектора (обновленная редакция недавно была утверждена Кабмином), доля государства в капитале и активах банковской системы должна быть снижена минимум в два раза. Этого можно достигнуть только путем трансформации этих банков, путем реформы корпоративного управления в этих банках и дальнейшей их продажи. Поэтапной или одномоментной. Это в каждом конкретном случае может решаться индивидуально, — считает Александр Павлов. — Мы должны дойти до ситуации, когда в банках есть профессиональные наблюдательные советы и выстроенная система корпоративного управления по международным стандартам. Во многом эта задача уже выполнена, но возникают еще «временные сложности» на этом пути. У каждого банка они свои. Процесс реформы идет, но медленнее и не так гладко, как нам бы хотелось».

Вопрос за реализацией

Когда же правительство Украины воплотит свою стратегию в жизнь? Пока заметно явное отставание по срокам, но генеральной цели — постепенной приватизации госсектора и обеспечения операционной самостоятельности госбанков — чиновники (похоже, под давлением международных финансовых организаций) пока придерживаются.

В любом случае для обеспечения деятельности госбанков в интересах налогоплательщиков крайне важно, чтобы государство управляло своими инвестициями в банках не в ручном режиме, а на коммерческой основе, прозрачно, пользуясь правилами, разработанными в развитых странах. Собственники не должны влиять на операционную деятельность хорошо налаженного банковского бизнеса. Тогда и спрос на доли в украинских госбанках наверняка появится. И, главное, рынок банковских услуг станет конкурентным, что со временем однозначно позитивно скажется и на благосостоянии рядового украинца. Ведь в неэффективном государственном банковском исполине кроется одна из причин высоких налогов, недостаточных социальных программ государства, а также опосредовано — высоких ставок по банковским кредитам для добросовестных заемщиков.

 
 
 
 
 
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
ideabank
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image

2020 - Міжнародний Фінансовий Клуб «БАНКИРЪ»

Згода на обробку персональних даних
Дана реєстрація - згода може бути відкликана, шляхом подання відповідного на електронну адресу, заявою!

Image
Image
Image
Image